ap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true
Суббота, 20.04.2024, 13:56
Приветствую Вас, Гость

.,7mjhytgrfed

Просмотров: 148 | Добавил: onivit | Дата: 23.01.2021 | Комментарии (0)

  1. На подвиг не выталкивают /Виктор Бойко  //Краснодарские известия, 04.09.2001
  2. Дважды без вести пропавшие /Виктор Бойко  //Парламентская газета, 14.09.2001 г.
  3. Ректорат опровергает, студент располагает /Виктор Бойко // Кубань сегодня . - 16 мая  2002
  4. Полегли на бранном поле  /Виктор Бойко //Вольная Кубань, 06.06.2003 г.
  5. Разные судьбы /Виктор Бойко  //Вольная Кубань, 18.06.2003 г.  
  6. Жертвы голодомора  /Виктор Бойко //Вольная Кубань, 26.05.2004 г.
  7. Откуда пошёл курень Поповичевский  /Виктор Бойко //Вольная Кубань, 02.11.2004 г.
  8. Расценки от ректора  /Виктор Бойко //Аиф-Юг, № 5, январь 2006 г − С. 7
  9. Для чего нужен ЕГЭ? /Виктор Бойко //Аргументы и факты-ЮГ», № 26, 24-30 июня 2009 г.– С.21
  10. Знания или дипломы? /Виктор Бойко //Газета «Вольная Кубань», 08.10.2009 г.
Просмотров: 183 | Добавил: onivit | Дата: 22.08.2020 | Комментарии (0)

2йф3ыц4вуакпернгошлщд

Просмотров: 174 | Добавил: onivit | Дата: 22.08.2020 | Комментарии (0)

Опубликовано здесь - Для чего нужен ЕГЭ? /Виктор Бойко  //Аргументы и факты-ЮГ», № 26, 24-30 июня 2009 г.– С.21
 
         Немалые надежды по усилению контроля при выпускных и вступительных экзаменах возлагались на единый государственный экзамен (ЕГЭ). Но впечатление такое, что в спорах о нём «выплеснули ребёнка», раздробив экзамен на всё те же составляющие, от которых изначально пытались уйти. Последние годы выпускники сдают до одиннадцати экзаменов, и каждый из них почему-то называют ЕГЭ…
        Вспомним: этот экзамен был задуман как способ объективной оценки общего уровня научной эрудиции, способностей, склонностей выпускников школ. Эти личностные качества определяют успешность овладения большинством современных профессий. А совокупность вопросов и оценка ответов в ЕГЭ позволяет понять, способен ли выпускник к профобразованию, в какой области и на каком уровне: начальном, среднем, высшем. За пределами ЕГЭ остаётся лишь оценка творческих способностей и здоровья. 
        У нас сама идея тестирования дискредитируется. Выдвигаются невероятные прожекты, имитирующие ЕГЭ, но он сам, в чистом виде, без искажений, похоже, так и не был проведён. Возникла даже обширная индустрия услуг по преодолению ЕГЭ – массовое репетиторство, тренировочные тесты, пробная сдача экзаменов и т. д. Да и школьное обучение зачастую превращается в тренинг по преодолению ЕГЭ.
       Со своей стороны вузы усиленно ищут пути обхода ЕГЭ для сохранения за собой права набирать «особых» (в основном блатных) абитуриентов. Тормозит ЕГЭ то, что всё ещё не появились грамотно составленные тесты; любые новые тесты превращаются в объект коммерции; иногда нарушается анонимность тестирования; создаются особые условия тестирования «нужных персон» с привлечением суфлёров.
       Что касается самих результатов ЕГЭ, тут тоже лукавство. Они нужны лишь при поступлении на бюджетные места госвузов, но таких совсем немного. Основная масса студентов учится на платной основе. И их зачисляют практически без экзаменов, и не обременяют контролем знаний в процессе учёбы. Лишь бы платили.                                                                                                         Виктор Бойко, г. Краснодар
 
Просмотров: 312 | Добавил: onivit | Дата: 22.08.2020 | Комментарии (0)

Опубликовано здесь - Дважды без вести пропавшие /Виктор Бойко  //Парламентская газета, 14.09.2001 г. - с. 17

Просмотров: 495 | Добавил: onivit | Дата: 22.08.2020 | Комментарии (0)

ыукваенпролджэ

 

Просмотров: 178 | Добавил: onivit | Дата: 22.08.2020 | Комментарии (0)

//* Источник информации : Кубань Сегодня,16.05.2002 г.
РЕКТОРАТ ОПРОВЕРГАЕТ, СТУДЕНТ РАСПОЛАГАЕТ 

Полемика,зародившаяся на страницах газеты "Кубань сегодня" ("Выборы без
выборов?", 26.03. и "Опровержение", 13.04.02 г.), лишь частично
высвечивает животрепещущие проблемы, годами копившиеся в
Кубанском государственном университете. Большей частью они
обусловлены поразившей университетскую жизнь бациллой
авторитаризма со всеми вытекающими последствиями. Монополия - она
кругом монополия, и законы ее загнивания никто не отменял.
Поэтому удивляться сложившейся ситуации особенно и не следует.
Все закономерно.Справедливости ради заметим, однако, что выбирают
без выборов не только ректора, но и деканов, заведующих
кафедрами. Преподавателей избирают точно так же. Если на чьем-то
пути к заветной должности случается альтернативная кандидатура -
это нонсенс, повергающий в шок всех участников действа, которое
почему-то именуют конкурсным избранием. Не только ректор, но и
ректорат в полном составе - это должностные лица, избранные
безальтернативным порядком. Такие выборы, как показывает
практика, не несут ничего хорошего ни вузу, ни обществу. К тому
же, при длительной несменяемости ректора правящая университетом
элита достигает той критической массы, которая уже не определяет,
а диктует правила поведения в профессорско-преподавательской
среде. Угождать друг другу без изъятья - лейтмотив этих правил.
Лет десять назад вносились предложения по демократизации
внутривузовского управления, но их благополучно замолчали.
Предлагалось, в частности, разделить исполнительную и
представительную власть, сделать ректора не на словах, а на деле
подотчетным Ученому совету. Для этого всего лишь и надо, чтобы
председателем совета был не ректор, как сейчас, а другой ученый
из числа членов совета, избираемых демократическим путем.
Предлагалось также изменить или отменить вовсе существующий
порядок взаимного избрания преподавателей. Он обуславливает
тотальное угодничество, но не конкурсный отбор.
 Подобные схемы управления применялись в российских
университетах и на факультетах. Применяются они и теперь в
зарубежных вузах. Современное российское законодательство тоже не
исключает возможности перехода к ним. Нужна лишь воля коллектива,
закрепленная в Уставе университета. Несовершенство управления
вредит вузу, от него страдают и преподаватели, и студенты. Память
людей старшего поколения, получавших высшее образование, хранит
выпавшее на их долю общение со старым профессорским корпусом,
осколки которого уцелели в годы лихолетий. То были не только
незаурядные ученые, специалисты, преданные своему делу, но и люди
высокой духовной культуры и нравственности. Сегодня же в вузах
бал нередко правят люди иного сорта. Немалую часть из них
составляют и те, которые сами с трудом освоили вузовские курсы и
посредством все того же блата просочились в науку, на кафедры.
Пресловутая плата за ученые степени и звания продолжает
стимулировать этот процесс.
 Многим хорошим ученым, педагогам, да и просто добросовестным
преподавателям сегодня неуютно в вузовской среде. Довольно часто
они плотно окружены бездарными, напористыми, но нужными
руководству деятелями. В студенческой среде таких называют
"урокодателями", а в их собственной - "новыми академиками". При
них торжествует некомпетентность, а их методы и формы работы
несовместимы с нравственностью. Это они читают лекции с листа,
снятого ксерокопией из книги, публикуют под своим именем чужие
научные и методические разработки, всегда готовы за деньги или по
указанию начальства поставить любому студенту любую оценку.
Сплотившись в монолитные группы, поддерживая друг друга, они
становятся неуязвимыми и несокрушимыми. Такие процедуры, как
переизбрание на должность, волнуют добросовестных преподавателей,
но не их. Ломоносовы в их среде всегда обречены. Такое позорное
явление, как плагиат, - привычное дело для "урокодателей".
Действуя "ножницами и клеем", они без труда монтируют брошюры и
даже книги из чужих работ. Известен опыт одного "холодного", то
есть без докторской степени, профессора. Он такие технологии
поставил на поток и небезуспешно штамповал кандидатов
экономических наук из нужных людей. Тем и невдомек, как родятся
их диссертации и публикации, соавторами которых они числятся. В
качестве ответного шага профессору помогали занять интересующие
его должности, получать почетные звания, бывать за счет казны в
заграничных командировках. Засилье плагиаторов особенно вредит
экономической науке. Они привносят сюда обезображенные при
монтаже тезисы и постулаты, созданные другими экономистами и для
других условий. Их действия обеспечивают безудержный рост
численности "остепененного" экономического люда при безнадежной
отсталости самой науки и экономики в целом.
 Будучи морально нечистоплотными, плагиаторы сеют вокруг себя
безнравственность, блокируют творческую деятельность подлинных
ученых, тормозят развитие научно-технического прогресса. При этом
они, к сожалению, проникают на руководящие должности, входят в
составы квалификационных, экспертных и иных комиссий, советов.
Они руководят научной работой аспирантов и, следовательно, творят
себе подобных. Их методы цепной реакцией расползаются в
студенческой среде. К сожалению, все реже встречаются
самостоятельно выполненные студентом контрольная, курсовая,
дипломная работы. Не без влияния плагиаторов возникла целая
индустрия тиражирования таких работ. Сегодня реально существует
рынок, на котором по сходной цене можно приобрести студенческие
работы по любому предмету, любого варианта. И все же в текущем
году лед тронулся. Именно в КубГУ судебные приставы приводили в
исполнение решение Ленинского районного суда города Краснодара.
Одного из работников уличили-таки в плагиате и обязали уничтожить
тираж изданной брошюры. В судах находятся и другие аналогичные
иски.
 И это лишь то, что выползло наружу, получило огласку. А
сколько жалоб и взываний о помощи от сотрудников университета
кочует по служебным кабинетам, спрятано в сейфах? За прошедшее
двадцатилетие одних только насильственных смертей в вузе было
около десятка. Большинство из них списали на суицид. Так ли это?
И разве самоубийство такое уж обычное дело, чтобы о нем молчать?
Негативные внутривузовс-кие явления неизбежно трансформируются в
студенческую среду, сказываются на учебно-воспитательном
процессе. Стоит напомнить, что в былые времена медалисты средней
школы без особых проблем получали высшее образование по любой
специальности. Теперь от них одни хлопоты: вступительные экзамены
пытаются сдать самостоятельно, во время учебы донимают
преподавателей непосильными для тех вопросами, чуть что не так -
жалуются. Вот им и создают такие барьеры, которые без солидной
протекции или все тех же "зеленых" преодолеть невозможно. С
"блатными" все обстоит гораздо проще и доходнее. Поэтому все
попытки перекрыть им дорогу в вуз оказываются тщетными. А те
неудобства, которые раньше создавали им добросовестные
преподаватели, государственные экзамены или защита дипломной
работы, давно научились преодолевать.
 Следствием такого положения вещей является рост численности
дипломированных экономистов, юристов, психологов и прочих якобы
специалистов при явном дефиците профессионально подготовленных
среди них. В итоге же происходит снижение интеллектуального
потенциала в крае при одновременном увеличении затрат на
образование. Есть множество путей и способов сломать порочную
практику. Сделать это - прямая обязанность и ректора, и
ректората. Объективный контроль качества подготовки специалистов
избавил бы вуз от многих нынешних болезней, заставил бы работать
на конечный результат все звенья учебно-воспитательного процесса.
Включая работу приемных комиссий. Не было бы резона принимать
бездарей, не способных к обучению. И, наконец, необходима
правдивая информация о рейтинге вуза. Сообщение о том, что "КубГУ
занимает сегодня 8-е место среди 160 классических университетов
России", мягко скажем, не соответствует действительности.
Официальные рейтинги российских вузов, по данным Министерства
образования, опубликованы в газете "Поиск" №23, 1993 г.; №1-2,
2000 г. и № 30 - 31, 2001 г. Любой желающий может прочитать, что
КубГУ в 1993 г. занимал 27-е место среди 41-го своего собрата -
классических университетов России. В 2000-м году он оказался в
составе трех вузов, поделивших 18 - 20 места среди 37-ми своих
собратьев, принимавших участие в рейтинговой оценке. И, наконец,
в 2001-м году собратьев стало 61, а КубГУ оказался в числе тех из
них, которые делят между собою 8 - 17 места (по алфавиту он
записан 11-м). Заметим также, что в последней рейтинговой оценке
не участвовали 14 классических университетов, в том числе и
лидирующий среди них МГУ. При их участии подвижка рейтинга вниз
неизбежна.
 По неофициальным экспертным оценкам КубГУ не входит в число
52-х лучших вузов России ("Аргументы и факты" № 22, 2001). Теперь
о грантах. Ректорат КубГУ оценил стоимость выигранных грантов
суммой, превышающей 2 миллиона долларов. Чуть раньше лично ректор
заявил: "...Мы выиграли не ряд, а все международные и
отечественные гранты". ("Краснодарские известия", 27.09.2000 г.).
Для "всех" сумма-то маловата! Нелишне напомнить, что первый
конкурс грантов в стране был объявлен Российским фондом
фундаментальных исследований (РФФИ) в 1992 году. Его первыми
лауреатами в КубГУ стали три человека: гранты по математике
выиграл ректор, по химии - проректор по науке, а по экономике -
рядовой доцент. Это трио было единственным вплоть до 1998 года.
Позже стали появляться лауреаты других конкурсов, в том числе и
менее престижных фондов. И все же общее число лауреатов едва ли
превышает десяток, а полученные ими суммы гораздо скромнее
обнародованных. Коллективный же грант выиграли всего один, да и
тот совместно с двумя другими вузами. Несколько слов о Соросе. В
КубГУ борьба за его деньги велась нешуточная, но почти
безуспешная. "Подачку" получить не удалось, но слух о выигранном
миллионе запустили ("Краснодарские известия", 8.02.02 г.).
Единственное, что смогли, - так это получить персональные
стипендии 3 - 4 преподавателям. Среди них оказался и ректор.
 С самого начала финансирования науки посредством грантов
одному ученому запрещают одновременно руководить двумя и более
проектами. В КубГУ ректор - руководитель около двух десятков
проектов! При таком их количестве вряд ли могут решиться научные
проблемы.Университетская газета, к сожалению, ни разу не
опубликовала полный список своих лауреатов, не обнародовала
научные проблемы, над которыми они работают, а также суммы
полученных грантов. Не известны коллективу и результаты
выполнения финансируемых из казны проектов. Эти данные не
относятся к разряду секретных. Однако из упомянутых здесь номеров
газет можно узнать и о выигранных грантах, и о подлинных, а не
мифических рейтингах. Заметим, например, что пока не КубГУ, а МГУ
вместе с французской Сорбонной стоят на первом месте в мире по
качеству образовательных услуг. Нобелевские и прочие престижные
премии пока еще получают ученые других вузов. Наверное, КубГУ все
это под силу. Но абитуриенты и их родители уже сегодня желают и
имеют право знать, кто есть кто и из чего они могут выбирать.
Потому что рассказам Лени Голубкова о прелестях АО "МММ" доверять
нельзя. В этом все мы уже убедились. В. БОЙКО.
<$>
//* Источник информации : Кубань Сегодня,16.05.

 

Просмотров: 512 | Добавил: onivit | Дата: 13.01.2018 | Комментарии (0)

Опубликовано здесь - Расценки от ректора  /Виктор Бойко //Аиф-Юг, № 5, январь 2006 г − С. 7 
        Поднятые вами вопросы взяточничества в вузах затрагивают даже не вершину, а только след айсберга. Действительность гораздо масштабнее и печальнее. С той лишь оговоркой, что молодые люди, отлично и хорошо окончившие среднюю школу, с такой проблемой, как правило, не сталкиваются. Вузовские курсы они осваивают самостоятельно и из них получаются хорошие специалисты.
        Три звена и все порочные 
        БЕДА в том, что принадлежащие им по праву бюджетные места в государственных вузах безжалостно распродаются всякого рода оболтусам, не способным к обучению. Из них и формируется массив взяткодателей, смещающий хорошо подготовленных абитуриентов в коммерческие вузы. Тенденции такого смещения нельзя не заметить. Жителей края фактически приучили не думать о бюджетных, то есть бесплатных местах в госвузах для своих детей. Даже родители медалистов всё чаще предпочитают легально внести деньги в кассу частного вуза, чем, унижаясь отдавать их должностному грабителю.
     Многолетние наблюдения показывают, что взяточничество опирается на трёхзвенную систему, действующую в масштабах конкретного факультета. Её первое звено орудует на приёме абитуриентов и берёт по-крупному - напрямую или маскируясь репетиторством. Глава этого звена – декан, проректор, а то и сам ректор. Другое звено блюдёт дипломные работы и их защиту в ГЭК и ГАК. Главное здесь - режиссировать процессы так, чтобы диплом мог получить любой студент, вне зависимости от уровня его подготовки. Опять же за солидную мзду. Звеньевой здесь - завкафедрой.
       Третье и самое многочисленное звено обеспечивает прохождение зачётных книжек неучей вплоть до финиша. Главный принцип этого звена: «Живём за счёт дураков». То есть, чем больше ленивых и бездарных, тем доходнее процесс. Основу этого звена составляют брокеры (обычно - угодливые преподаватели, лаборанты и т.п.), а размеры мзды варьируются в широком диапазоне. Её не берут лишь у отпрысков сильных мира сего, которые могут облагодетельствовать вуз или его сотрудников по-крупному и за казённый счёт, например, дать квартиру, участок, должность…
       Совершенно очевидно, что сломать такую систему проще всего в зародыше, устранив её первое звено. Это призван был сделать ЕГЭ – единый государственный экзамен. Но, к сожалению, в крае он ещё ни разу не проведён по схеме, предложенной Министерством образования. Сплошь и рядом наблюдается имитация ЕГЭ, но не он сам.
       Другой путь ломки системы – назначение председателей и состава ГАК и ГЭК от имени администрации края из числа специалистов соответствующего профиля. И, следовательно, отказ от их назначения вузами на корпоративной основе, как это делается теперь. При внедрении ЕГЭ и государственной вместо келейной аттестации выпускников, третье и самое разветвлённое звено вузовской коррупции отомрёт само собой. У нас, к сожалению, правоохранительные органы зачастую борются с «ветряными мельницами», пытаясь устранить именно это, практически неуловимое звено.
       Ставка на негодяев 
    ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ состав госвузов сегодня довольно определённо дифференцируется относительно указанной трёхзвенной системы. Преподавателей, которые дистанцируются от этих процессов, сначала обвиняют в неуважительном отношении к коллегам, потом шельмуют, подвергают обструкции и не пролонгируют их контракты. В отношении самых бездарных, но сговорчивых таких проблем никогда не возникает, и они работают в вузах пожизненно.
       Переход к рыночной экономике во многих госвузах воспринят буквально, а извлечение доходов стало едва ли не главным лозунгом. Из трёх вузовских процессов (учебный, научный, воспитательный) самым доходным оказался учебный процесс. В КубГУ, например, который создан и содержится на народные деньги, одна из самых высоких в крае плата за обучение на договорной основе. Причём, согласно его Уставу размер оплаты устанавливает лично ректор.
       Вопросы качества обучения и педагогической этики в КубГУ поднимали и преподаватели, и студенты задолго до упомянутых публикаций. Студенты на собраниях говорили, например, что экономфак стал местом, где дают дипломы, но не знания. Более определённо они высказались в газете «Кубанский университет», в связи со своей оценкой качества работы преподавателей, указав, что треть из них знают свое дело на «уд» и «неуд».
       Безнаказанность гарантирована 
     В ЭТОЙ связи можно предположить, что противоправные действия должностных лиц КубГУ, ответственных, в том числе и за поборы со студентов, нарушения авторских и трудовых прав преподавателей покрывают юристы, окончившие юрфак по той же схеме, что и герои публикаций «АиФ-юг». Сегодня они заполонили правоохранительную систему края, душат Закон, а вместе с ним – права и свободы граждан. Оборотни всех мастей – это из них. Это они выдумали тезис, что гражданское дело в суде может выиграть любая из сторон, а вовсе не та, на чьей стороне Закон, как это принято в мировой практике. Не рассчитывает ли на их поддержку ректор, предъявляя иск всенародно любимой газете, каковой и является «АиФ»?
      Искренне желаю редакции газеты отстоять свое совершенно правое дело в суде и продолжить исследование поднятой проблемы. Она затрагивает интересы всех жителей края.
                                                                                                                                          Виктор БОЙКО
Впервые опубликовано (без выплаты авторского гонорара)  //Аиф-Юг, № 5, январь 2006 г − С. 7 

Категория: Коучинг | Добавил: onivit (09.02.2012)
 
Просмотров: 578 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/
   

 

Просмотров: 438 | Добавил: onivit | Дата: 19.11.2017 | Комментарии (0)

Виктор Бойко. Знания или дипломы

 

   
 

Известно, знания - то, что постигнуто, осмыслено сознанием, заложено в память - приобретаются в процессе обучения. Их совокупная полнота определяет уровень эрудиции человека, деловую квалификацию специалиста, подтверждаемую дипломом.

Вспомним: дореволюционное наше образование, к созданию которого приложили руку Петр I, Г.В. Лейбниц, К.Д. Ушинский, другие видные деятели, отличалось высоким уровнем знаний, получаемых выпускниками учебных заведений. Да и учить в те далекие времена буквально означало (по Далю): школить, держать строго, часто наказывая, для нравственного образования, послушания (англичане, между прочим, эти традиции хранят и поныне).

И страна славилась своими врачами, юристами, металлургами, инженерами, множеством других профессионалов. Это они создали передовое для своего времени здравоохранение, правоохранительную систему, железнодорожную сеть страны, которая служит нам до сих пор. Стоят и многие возведенные ими общественные здания, жилые дома, заводские корпуса и даже целые заводы.

Дифирамбы, расточаемые современному нашему образованию, во многом опираются на тот, дореволюционный опыт. Советская власть, сделав образование общедоступным и бесплатным, не смогла удержать его качество на прежнем уровне. Всякого рода ликбезы, рабфаки, заочное обучение изначально были ориентированы на упрощенно-ускоренное прохождение учебных программ и выдачу дипломов. Основная помеха на этом пути - контроль и оценка качества знаний. И эти ключевые функции учебно-воспитательного процесса научились ослаблять, упрощать, отменять.

Так, отмена в середине 50-х годов прошлого века переводных экзаменов в школах существенно ослабила экономически выгодное ранжирование учащихся по их способности к обучению. Согласно статистике более половины из них изначально неконкурентоспособны на ниве просвещения. И учителя здесь, как правило, ни при чем. Такова палитра способностей детей: одни, к примеру, запоминают таблицу умножения после первого прочтения, а другие не могут осмыслить ее в течение всей жизни.

Прибавил негатива нашему образованию и переход к обязательному среднему образованию, который зачастую решался понижением планки качества знаний до уровня потенциальных второгодников. С той поры неспособная к учебе молодёжь потянулась в вузы и постепенно опрокинула входной контроль - конкурсный отбор.

Помогли здесь и благие намерения государства, решившего внеконкурсным зачислением в вузы поощрять участников войн, спортсменов, передовых работников, множество иных категорий граждан. «Иными» всё чаще становились блатные - бездарные дети начальников, их родственников, знакомых, а ныне и вовсе - любого «денежного мешка».

Летом 2009-го блатные, теперь уже с помощью ЕГЭ, привычно уселись на бюджетные места, оттеснив позарез нужных нашему обществу способных, целеустремленных абитуриентов. И не стоит ожидать отсева неспособных к обучению студентов! Вузы давно доказали обществу, что входной контроль им вовсе не нужен. Примут любого, проведут по всем кафедрам, каждому выдадут диплом. Уровень знаний, способности, склонности, интересы - всё побоку, лишь бы платили.

Покоится такое образование на бесконтрольности знаний. Поэтому и не нужен ему качественный отбор абитуриентов, старания в учёбе, добросовестная работа преподавателей. А студенческий контингент довольно определённо дифференцируется на фанатов, одержимых получением профессии, и блатных, среди которых отчётливо видны «корочники» - им нужен только диплом, и «косачи», увиливающие от армии или работы.

Проблем с обучением фанатов, как правило, не бывает. Отдать им все бюджетные места - дело чести государства, путь к его процветаниюВесь вузовский негатив - от блатных. Они превращают учебный процесс в нечто безответственное, безнравственное, насквозь пропитанное коррупцией. Сам факт их присутствия в вузах - свидетельство ущербности образовательной системы. В основном от них - некомпетентность, безграмотность выпускников, стремительная девальвация образовательных документов.

По разным оценкам, блатным абитуриентам ежегодно достаётся 60-70 процентов бюджетных мест. Коммерческие вузы тоже в их распоряжении. И вузам выгодно завлечь и удержать как можно больше блатных. Этому служат и вузовская самореклама, и беспощадная ломка учебных планов, и соответствующий подбор преподавателей, и организация учебного процесса, исключающая объективный контроль знаний.

В нынешних условиях едва ли не главным компонентом «учёбы», имитирующим накопление знаний, становятся шпаргалки. Они буквально заполонили всё наше образование - от начальной школы до аспирантуры - и фактически отучают молодых людей учиться. Давно известная ирония «Студент без шпаргалки - всадник без головы» в наше время звучит вполне прагматично: «Студенты без шпаргалок - вуз - банкрот». Потому что множество студентов сегодня держатся в вузах, исключительно, благодаря шпаргалкам.

Давно ушел в небытие творческий подход к написанию шпаргалок - по материалам книг, конспектов. Ныне в ходу и самые современные технические средства, и благосклонное отношение к этому позорному явлению администрации и преподавателей учебных заведений.

«Не заметить» шпаргалку - услуга платная, тесно связанная с учебно-научным «откатом». Теперь в ходу его высшая форма - передача преподавателю «откатных» и зачётных книжек всей группы для заполнения, минуя сдачу зачёта или экзамена. Умение решать эти вопросы наедине со старостой группы - едва ли не главный критерий оценки работы преподавателей. Совестливого, требовательного профессора безжалостно прокатят на выборах - за «неуважительное отношение к коллегам», а отпетый мошенник работает в вузе пожизненно.

Чтобы исключить «осечку» на итоговых, аттестационных экзаменах, практически, повсеместно читаются обзорные лекции, где и диктуют ответы на вопросы экзаменационных билетов - готовые шпаргалки. Государственные (!) экзаменационные и аттестационные комиссии, получив откатные, молчат. Организуемый Ми0нистерством образования текущий контроль знаний студентов посредством тестирования нейтрализуется посредством тех же, но «живых» шпаргалок - преподавателей за спинами студентов.

Выход из сложившейся ситуации видится в воссоздании утраченных принципов объективного контроля и оценки знаний на всех уровнях народного образования. Началом здесь могло бы стать повсеместное искоренение шпаргалок, бутафорских экзаменационных и аттестационных комиссий, суфлеров за спинами тестируемых студентовЗа всем этим следуют взятки.

Неистребимость этого зла сильно преувеличенаДавно и точно замечено: если завкафедрой не берет взяток, их на кафедре не берет никто. Это же правило действует в отношении декана и факультета, ректора и вуза в целом. Если за каждым выявленным случаем взятки, фиктивного зачета, экзамена последует отставка завкафедрой, декана, ректора, мздоимство исчезнет быстро. И всё же на первых порах, возможно, потребуется привлечение правоохранительных органов.

Тогда - без привлечения дополнительных ресурсов- мы сможем очистить наши вузы от неспособного к обучению балласта, стимулируем учебу и накопление знаний учащимися общеобразовательных учебных заведений. В вузах останутся только преданные своему делу преподаватели-профессионалы и студенты, способные овладевать передовыми знаниями. Они и выведут страну на рельсы подлинного прогресса.

Виктор БОЙКО

Газета «Вольная Кубань», 08.10.2009 г

 

.

 

\

Просмотров: 442 | Добавил: onivit | Дата: 18.11.2017 | Комментарии (0)