Сайт -РИСКОЛОГИЯ-наука о рисках body
Керчь  город-герой 
На месте современной Керчи выходцами из Милета в конце VII века до н. э. был основан Пантикапей. Его Акрополь располагался на горе, называющейся сегодня — Митридат.В VI веке город находился под властью Римской (Византийской) Империи.В VIII веке попадает в сферу влияния Хазарского каганата.К IXX векам хозяевами Северного Причерноморья стали славяне. С образованием Тмутараканского княжества город, названный Корчевом.В 1318 году город вошёл в состав Генуэзских колоний в Северном Причерноморье, центром которых была Каффа.В 1475 году город переходит к Османской империи.После Русско-турецкой войны по Кучук-Кайнарджийскому договору 1774 года, Керчь и крепость Ени-Кале были переданы России.После упадка, вызванного Первой мировой и Гражданской войнами, город возобновил свой рост. К 1939 году население города достигло 104 500 человек.В 1940 году в городе насчитывалось 109 предприятий, на которых работало 42 тысячи человек.В годы Великой Отечественной войны Керчь стала ареной жестоких сражений между советскими и германскими войсками. Линия фронта четырежды проходила через Керчь.14 сентября 1973 года Керчи было присвоено звание город-герой.
Подробнее см. здесь - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E5%F0%F7%FC

Путь на Митридат...                                      Вершина...                                          Вид на общежитие и территорию РУ-2....                 Керченское ремесленное училище №2: до и после
Предыстория этого училища  начинается 27 августа 1883 года, когда попечитель Одесского учебного округа утвердил Устав первого в городе  Керченского ремесленного училища №2, а 21 августа 1884 года состоялось его открытие. На обучение принимались лица мужского пола в возрасте 12-16 лет, по преимуществу из беднейших слоёв населения Керчь-Еникальского градоначальства. Располагалось училище по улице Феодосийской (ныне улица Пирогова).  Первыми были приняты 38 учеников на два отделения: слесарно-кузнечное и токарно-столярно-колесное. Учиться предстояло 5 лет.

      После революционных преобразований в стране,. в ноябре 1921 года на базе РУ-2 открывается профессионально-техническая школа (ПТШ). Тогда же состоялся первый набор (30 человек) - в слесарно-токарную группу, спустя год - в столярную группу. 
    В 1930 году ПТШ быда преобразована в Школу морского ученичества (ШМУ). Её учебный корпус располагался по улице Айвазовского, а общежитие и библиотека по ул. Набережная, 1. Обучение велось по профессиям: судовые машинисты, судовые электрики, слесарь по ремонту судов, матросы-плотники, котельщики, электросварщики. 
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года в стране  была создана государственная система подготовки высококвалифицированных рабочих кадров массовых профессий  -  "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ". В ней появилась широкая сеть ремесленных училищ (РУ) со сроками обучения по 2 и 4 года, фабрично-заводских училищ (ФЗУ) − 1 год, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) − 6 мес.
     Уже  в ноябре 1940 года Керченская ШМУч была преобразована в Керченское ремесленное училище  № 4, его директором стал Петр Гаврилович Плетнев.          
       Подготовка кадров велась по морским специальностям, поскольку базовым предприятием оставалось Азовское пароходство. 
        Не успело еще училище пережить реорганизационный период, как грянула война. В ночь на 4 ноября 1941 года 80 учащихся во главе с директором Плетневым были эвакуированы через пролив в Темрюк. А дальше в товарных вагонах прибыли в Куйбышев. Многие бывшие ученики выпускники профтехшколы, ШМУч, ремесленного училища были призваны на фронт, многие не вернулись... Ушёл на фронт и директор П.Г. Плетнёв.
      Собственно история Керченского ремесленного училища № 2 (РУ-2) возобновилась в августе 1944 года, когда после изгнания оккупантов это училище было воссоздано решением Крымского областного управления "Трудовые резервы" на базе ремесленного училища № 4         
     Его первым директором стал Евгений Израилевич Завесов. Перед ним ставились задачи провести набор учащихся и создать необходимые условия для начала занятий 1 сентября. Было принято 250 человек, и в тот же день учащиеся и сотрудники приступили к восстановлению разрушенных войной зданий, изготовлению инструмента. 1 сентября 12 учебных групп приступили к занятиям. 
        По итогам первого учебного года училище стало одним из лучших училищ "Трудовых резервов" Крымской области.        В 1946 году после демобилизации возвращается в училище П. Г. Плетнев и возглавляет его до 1961 года.           Благодаря грамотному руководству, фронтовой закалке и сплоченности, полной отдаче себя делу обучения и воспитания учащихся, коллектив училища выводит его в число лучших учебных заведений города. 
        В эти годы из стен училища выходят выпускники, о которых позже узнает вся страна: первая чемпионка  Всесоюзного спортивного общества «Трудовые резервы» по прыжкам в высоту Валентина Орлова; Заслуженный артист РСФСР, аккордеонист Валерий Ковтун; изобретатель и рационализатор Вилен Клубко. 
         Ежегодно училище выпускает до 150 молодых специалистов. На работу их направляют на судоремогьгые заводы Керчи, Феодосии, Севастополя. В 1956 году две группы учащихся направляются на практику в город Николаевск-на-Амуре, многие остаются там после выпуска и впоследствии становятся почетными работниками судостроительного завода. Многие выпускники продолжили обучение в высших учебных заведениях. 

РУ-2 в 1952-1954 гг. (Из воспоминаний В.Я. Онищенко)

         В эти годы РУ-2 готовило кузнецов, слесарей, столяров и корпусников-судосборщиков для судоремонтных заводов. В училище одновременно обучалось 250 учеников - 10 групп по 25 человек в каждой.  Ежегодный набор − 125 человек. 
            Директор  училища - Петр Гаврилович Плетнев. 
       За 2 года обучения выпускники получали 4-й разряд по избранной профессии − и обязаны были отработать 4 года на одном из судоремонтных  заводов. Круглым отличникам присваивали 5-й разряд и обычно выдавали направление на учёбу в индустриальные техникумы. 
       Располагалось училище в юго-западной части Керчи, за городским пляжем - ул. Набережная 1. Кроме административного и учебного одноэтажных корпусов, при нём были слесарная и столярная мастерские, кузница; столовая стояла особняком у самого моря. Все эти строения снесены в середине 80-х годов прошлого века. 
       Базовый - Керченский судоремонтный завод (СРЗ) находится на другом конце той же улицы Набережной (в получасе ходьбы), действует поныне. 
     Общежитий для учащихся в РУ-2 было два. Первое располагалось рядом с училищем, второе − в двух кварталах от него, у подножия Митридата. 
      Каждому ученику полагалась металлическая кровать на решётке, набитый морской травой матрац, такая же подушка, суконное одеяло, две простыни. Кровати заправлялись «конвертом», и днём на них нельзя было даже сидеть.  
      Кормили "ремесленников" более чем скромно, но трижды в день. На завтрак и ужин − по 200 грамм каши или отварной вермишель, макароны и стакан чаю. Зато обедом можно было утолить голод: он состоял из трёх блюд, одно из которых было мясным или рыбным. 
       Все ученики носили одинаковую форменную одежду. Её парадный вариант − чёрного цвета шинель, ватная телогрейка, фуражка, чёрные суконные брюки, синяя сатиновая рубаха − на выпуск под ремень, хромовые туфли и галоши. Рабочий комплект одежды − пара синего или чёрного цвета брюк из хлопчатобумажной ткани, пара таких же рубашек, которые тоже носили навыпуск под ремень, ватный бушлат, шапка и рабочие ботинки. 
       Почти все наборы в училище в те годы состояли из детей, чьи отцы погибли на войне или вернулись инвалидами; в столярных группах учились только детдомовцы – сироты войны.
     Первогодкам было по 16 лет, лишь некоторым − по 17. Учеников − жителей Крымской области − в училище было не более десятка. Остальные – дети кубанских станиц и хуторов. Поэтому и царили в училище кубанские дух, кубанские традиции. Тосковали парни по дому, жили ожиданием двухнедельных зимних и двухмесячных летних каникул… 
      Распорядок дня был строгим. День начинался в 6 утра - подъём, физзарядка, туалет, заправка кроватей, построение по группам… − и в любую погоду марш в столовую на завтрак! 
      Занятия начинались в 8 часов. Обедали по группам в своей столовой, а во время практики − в заводской. После учебного дня был небольшой перерыв – свободное время, с 18 до 19 – ужин, и после него тоже свободное время. Заканчивался день общим для каждого общежития построением, перекличкой; хором пели Гимн Советского Союза; отбой − в 22 часа. 
        Теорию изучали в учебных кабинетах, а практические навыки получали в мастерских или непосредственно в цехах СРЗ. На первом году  обучения эти виды занятий чередовались через день, на втором году − через неделю. Будущие судосборщики практику изначально проходили на заводе. 
      Порядки в училище были строгими. Обращение учеников к персоналу только официальное: товарищ преподаватель, товарищ мастер, товарищ директор. Перемещались по городу группой, строем. 
      Всякое  бывало: постоянное ощущение голода, потасовки между собой и с городским хулиганьём, мелкие хищения… − всё то, что теперь называют дедовщиной. Два года в училище раем не казались. 
     Тем не менее, через два года выпускник получал аттестат о присвоении ему 4-го разряда по избранной специальности − с указанием оценок по предметам. 
    Лишь 3−4 ученикам из выпуска в 125 человек удавалось получить аттестат с отличием и 5-й квалификационный разряд. Их, как правило, рекомендовали к поступлению в Киевский индустриальный техникум - той же системы "Трудовые резервы". Он был единственным на Украине, конкурс был большим, по 6−8 человек на место, и преодолеть его удавалось не всем, кого направляли. Для них рекомендация сохранялась и на следующий год, но с правом поступления в индустриальные техникумы «Трудовые резервы», которых  в стране их было 16.

       Слесарная группа № 2. Сроки  обучение с 01.09.1952  по 15.07.1954 г.  Мастер производственного обучения - Василий Степанович Луценко. Все 25 человек этой группы проживали в одной комнате первого этажа 
общежития по ул. Свердлова, 18

                                                             
              05.09.1952 г.                                Май 1953, слева направо:         Февраль 1954: Онищенко, Жаров
                                                                 Деревянко, Онищенко, Жаров 

          Будущие слесари изучали следующие дисциплины (итоговые оценки по ним записывались в выпускной аттестат): Производственное обучение, Специальная технология, Техническая механика, Материаловедение, Электротехника, Черчение, Физика, Математика, Русский язык, Политзанятия, Физическая подготовка.
       Состав группы №2 (В скобках - малая родина):

1. *Анищенко Виктор (Поповичевская), 2. Баранов Владимир (Старотиторовская), 3. Боярко Юрий (Петровская), 4. Бурахов Владимир (село Великое, Белореч. р-н), 5. Виниченко Григорий (с. Великое), 6. Вороной Николай (х. Лебеди), 7. Глинько Анатолий (Пересыпь, Темрюк. р-н), 8. Греховод Сергей (Пересыпь), 9. Деревянко Иван (Зуя, Симферополь), 10. Долгополов Владимир (Абинская), 11. Жаров Владимир (Стрелка, Темр. р-н), 12. Каневцов Владимир (Курганная), 13. Кузьменко Виктор (Старотиторовская), 14. Кулибко Георгий (Красноармейская) 15. Лысоченко Иван (Красноармейская) 16. Мочалов Анатолий (Пермь, детдом) 17. Никиташ Виктор (Старотиторовская), 18. Погадаев Владимир (Курганная), 19. Подковальников Виктор (Пермь, детдом), 20. Прийма Анатолий (Пересыпь), 21. Таран Иван (Крымская), 22. Татаринцев Николай (Кучугуры), 23. Чуприн Виктор (Зуя, Симфероп.), 24. Чуприн Григорий (Зуя), 25. Шинкаренко Владимир (Абинская)
          Примечания: *Вместо О - А - эта ошибка сохранялась в учебных журналах два года.
         Учеба в РУ-2 официально завершилась 15.07.54 г. Вручение аттестатов было торжественным, в  актом зале второго этажа общежития по ул. Свердлова, 18.
       Директор базового Судоремонтного завода Г.А. Читанава первому и  лично вручил аттестат с отличием В.Я. Онищенко - лучшему выпускнику училища, духовой оркестр исполнил "туш". За ним такой же чести удостоился его друг -  В.Д. Жаров. Все остальные 123 выпускника училища получили аттестаты из рук директора училища под общий "туш" оркестра в конце церемонии.  

        Выпускники слесарной группы-2, записанные выше под №№ 3, 8, 9, 12, 14, 15, 16, 19, 22, 23, 24, 25, были направлены на работу в Севастополь - на СРЗ ВМФ. Остальные 13 получили работу в механическом цехе Керченского СРЗ; 7 из них (№№ 6, 7, 10, 17, 18, 20, 21) остались на заводе навсегда, а трое (№ 4, 5, 13) по добровольной  вербовке уехали в марте 1955 г. на Дальний Восток - работать на СРЗ Совгавани, их судьбы неизвестны. Бывший староста группы (№ 6), работая слесарем, настолько повысил свою квалификацию по ремонту судовых двигателей, что его пригласили на должность старшего судового механика (по-морскому - дед). "Дедом" большой плавбазы ходил он в Атлантику - на промысел рыбы. Там же трагически погиб в конце 60-х.

                                                                     
Июнь 1954: Онищенко, Баранов,                 Июнь 1954: Жаров, Баранов, Онищенко              
Жаров; на заднем плане  
школа им. Короленко                           
                                          
     Справка: В. Баранов самовольно покинул СРЗ в феврале 1955 г., судьба его неизвестна. В. Жаров после службы в армии поселился в г. Днепропетровске, работал на заводе по производству автопокрышек - оператором станка; 10.09.2005 г. отмечал свое 70-летие .... После этой даты связь прервалась...

КЕРЧЕНСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД. Историческая справка

Расположение Керчи на берегу пролива, соединяющего Черное и Азовское моря, выгодно отличало Керченский порт от других Азовских портов как ближайшую морскую базу для перевалки грузов, акватория которой большую часть года не замерзала. Наличие в порту нескольких буксирных катеров, барж и плавучего крана требовало существования мастерских, обеспечивающих эксплуатацию этих судов. Такие мастерские были и в Керченском порту с давних времен и дату их возникновения установить трудно. Еще в 1905г. мастерские располагались на территории Каменной пристани (ныне у корня Широкого Мола). Мастерские порта, построенные в 1915г. следует считать родоначальником судоремонтного завода и с этого года вести отсчет времени его создания. В их составе был уже литейный и механический цеха, кузнечный участок и трубомедницкое отделение, имелось два деревянных причала (35 и 12 метров).
Все работы по ремонту подводной части судов до 1933г. выполнялись на эллинге, где вытаскивали на берег небольшие суда при помощи ручных лей, вращаемых большим количеством людей (60 чел.), как и в дореволюционные годы, при его частных владельцах Бучинском и Тарабокио. С песнями или под звуки духового оркестра работники заводоуправления и других вспомогательных служб крутили шпили, на несколько дней отрываясь от своей основной работы. Но уже в начале 1933г. подъем судов на эллинг производился при помощи двух электролебедок. Совершенствовались и осваивались новые методы газо- и электросварки. С установкой новых компрессоров котельщики перешли в 1934г. на пневматическую клепку и чеканку. Введенный в строй в конце 1934г. новый модельный цех, оснащенный необходимым оборудованием, позволили мастерским начать освоение запасных частей для импортных судовых двигателей внутреннего сгорания.
Приказом Народного Комиссара Водного Транспорта № 219 от 4 ноября 1936г. Керченским судоремонтным мастерским было присвоено наименование Судоремонтный завод. С 1938г. ежегодно, включая 1940г., завод перевыполнял план, за что неоднократно поощрялся денежными премиями и переходящими Красными Знаменами.
С началом Великой Отечественной войны к причалу завода стали подходить суда транспортного флота для вооружения и переоборудования их в военные корабли. В этот же период заводу было поручено изготовление корпусов зажигательных авиабомб, снарядных ящиков, стволов минометов, приспособлений для разлива горючей жидкости "КС" в бутылки, отливку чугунных корпусов для ручных гранат "лимонок". При эвакуации единственным предприятием, которое не полностью демонтировалось был КСРЗ. Командование доверило коллективу до последних дней обеспечить ремонтными работами фронт на море и на суше. 12 ноября 1941г. последние рабочие завода покинули город. 15 ноября Керчью овладели немцы. В конце декабря в результате десантных операций Керчь была освобождена. Немедленно все работники завода вернулись в Керчь. Часть работников переправлялась по льду пешком через замерший пролив прямо из Тамани в районе косы Чушки. Не успевшие уйти из города заводские работники слесарь Айзенберг и литейщик Рохлин со своими семьями оказались в числе семи тысяч расстрелянных жителей города в Багеровском противотанковом рву.
Военное командование поручило заводу изготовить приспособления для передвижения пехоты сразу за танками без излишних потерь. Были придуманы буксируемые танками стальные "салазки", на которых и располагалась сопровождавшая их пехота.
2 марта 1942г. в результате массированного налета на порт в завод угодила одна из бомб, разрушившая смежную стену между котельным и кузнечным цехами. На заводе погибло на боевом посту 18 человек. На территории завода установлен памятник с доской, на которой занесены фамилии героев. Непрекращающимися бомбежками завод был полностью разрушен. Оставшиеся целыми станки, сварочное оборудование, инструмент были пущены в эксплуатацию в подземных штольнях в районе морской крепости и Павловских морских створов. Несмотря на дальность расстояния от города и сложность передвижения из-за частых бомбежек случаев опозданий на работу не было.
13 мая 1942 г. в районе солдатской слободки был выброшен немецкий десант. Завод оказался отрезан от города и прекратил свою деятельность до апреля 1944 г. Вместе с воинскими частями в Керчь вошла и заводская оперативная группа с задачей восстановить Судоремонтный завод, лежащий в руинах. Завод располагался в зданиях
бывшей табачной фабрики К.И. Месаксуди. С июня 1944 г. об был уже действующим предприятием и начал работать по плану, принимали в ремонт более крупные суда, производили их докование. Сообразуясь с обстановкой в стране, завод в первые два года после войны занимался в основном текущим ремонтом действующего флота и одновременно с этим постепенно приводил в порядок корабли, поднятые со дна моря и доставленные их на заводской эллинг....

 
ПОСЛЕ 1963 года РУ-2 становится Городским профтехучилищем - ГПТУ-12.
        Задача та же — стать кузницей рабочих кадров, настоящей школой трудового и нравственного воспитания молодежи. ГПТУ-12 сохраняет подготовку рабочих профессий морского профиля. 
         С 1967 года базовым предприятием становится Управление рыбной промышленности Крыма, а с 1972 года — Керченское управление океанического рыболовства. 
          Училище по-прежнему занимает старые, восстановленные после войны помещения на ул. Набережной 1, часть помещений по улице Свердлова 18. Для перспективного развития и перехода на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием необходимо строительство нового корпуса. И в 1975 году начинается строительство нового комплекса ГПТУ-12 по улице Свердлова. Через шесть лет его введут в эксплуатацию. 
        В 1977 году училище приобретает статус среднего. Возрастает контингент учащихся, который к 1980 году составляет 630 человек. В программу вводятся общеобразовательные предметы: математика, химия, физика, русский и украинский языки. С февраля 1988 года училище возглавляет Виктор Павлович Чернопятов. При нем училище получило статус высшего учебного заведения под названием: 

Керченское высшее морское профессиональное училище (КВМПУ)  
       Сегодня это учебное заведение, в котором материально-техническая и учебно-методическая база соответствует   современному уровню подготовки морских специалистов с высшим образованием - http://bospor.com.ua/news/1581.shtm

 

 В 50-х годах прошлого века директором этого завода был Георгий Анатольевич Читанава (1912-1984). Вначале 60-х он был уже директором Новороссийского СРЗ; в 1984 г. его имя присвоено и танкеру-бункеровщику: «Инженер Читанава»

    Выпускники РУ-2 1954 г. работали на этом заводе:
       Выпускник-отличник РУ-2 В.Я. Онищенко  с 1 сентября 1954 г.  был назначен бригадиром комсомольско-молодежной бригады ремонтно-механического цеха СРЗ (Начальник цеха  Махлин). За громким названием этой бригады скрывалась производственная необходимость. В ее составе оказались выпускники РУ-2, которым не нашлось места в составе штатных бригад слесарей-судоремонтников, -   Бурахов Владимир, Виниченко Григорий, Кузьменко Виктор, Никиташ Виктор. Они и составили бригаду. Их средняя успеваемость в училище оценивалась примерно 3,2, опыта - никакого,  желания хорошо работать тоже. Отсюда и отношение к бригаде - ей доставались самые второстепенные и, значит, самые низко оплачиваемые работы. Бригада продержалась два месяца.
   После этого в ее состав ввели двух опытных слесарей, один из которых - слесарь 6-го разряда Манкевич Владимир стал ее бригадиром.  Еще через два месяца бригадиром этой бригады стал Бодня Борис. Но в середине марта бригаду все же расформировали, потому что трое ее слесарей - Бурахов, Виниченко и Кузьменко - по вербовке уехали на работу в Совгавань, что на Дальнем Востоке. 
      Тогда же Виктор Онищенко был переведен слесарем 5-го разряда в инструментальный цех СРЗ (Начальник цеха Левадский Петр Алексеевич), где он последние три месяца учебы в РУ-2, проходил производственную практику. 

Город Керчь, март 1955 г. слева направо: Киселёв Николай - судосборщик СРЗ, 4-й разряд; восьмиклассники вечерней школы им. Короленко - Волошин Николай (курсант школы судовождения), Онищенко Виктор - слесарь СРЗ, 5-й разряд

Керчь, центр, июнь 1955. Работники инструментального цеха СРЗ: Моисеенко Анатолий (в центре) - токарь 5-го разряда;
 Жаров Владимир (слева), Онищенко Виктор - слесари 5-го разряда

Сентябрь 1955 г. Работники инструментального цеха СРЗ (он размещался во втором этаже заводоуправления) на сельхозработах: сидит в центре слесарь-лекальщик 7-го разряда Дмитрий Прудников; за ним стоит Жаров Владимир - 5-й разряд; за ним стоят в одном ряду слесари 6-го разряда, участники ВОв Богданов, Прохоров и др. Онищенко В. учился у них и работал с ними в 1954-55 гг., но в сентябре 1955-го он был уже студентом СИТ, жил в Саратове

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz