Пятница, 29.03.2024, 17:54
Приветствую Вас, Гость

14:01
РЕКТОРА -РАСЦЕНКИ
Впервые опубликовано здесь -

Расценки от ректора //Аиф-Юг, № 5, январь 2006 г − С. 7  /Виктор Бойко

        Поднятые вами вопросы взяточничества в вузах затрагивают даже не вершину, а только след айсберга. Действительность гораздо масштабнее и печальнее. С той лишь оговоркой, что молодые люди, отлично и хорошо окончившие среднюю школу, с такой проблемой, как правило, не сталкиваются. Вузовские курсы они осваивают самостоятельно и из них получаются хорошие специалисты.
        Три звена и все порочные 
        БЕДА в том, что принадлежащие им по праву бюджетные места в государственных вузах безжалостно распродаются всякого рода оболтусам, не способным к обучению. Из них и формируется массив взяткодателей, смещающий хорошо подготовленных абитуриентов в коммерческие вузы. Тенденции такого смещения нельзя не заметить. Жителей края фактически приучили не думать о бюджетных, то есть бесплатных местах в госвузах для своих детей. Даже родители медалистов всё чаще предпочитают легально внести деньги в кассу частного вуза, чем, унижаясь отдавать их должностному грабителю.
     Многолетние наблюдения показывают, что взяточничество опирается на трёхзвенную систему, действующую в масштабах конкретного факультета. Её первое звено орудует на приёме абитуриентов и берёт по-крупному - напрямую или маскируясь репетиторством. Глава этого звена – декан, проректор, а то и сам ректор. Другое звено блюдёт дипломные работы и их защиту в ГЭК и ГАК. Главное здесь - режиссировать процессы так, чтобы диплом мог получить любой студент, вне зависимости от уровня его подготовки. Опять же за солидную мзду. Звеньевой здесь - завкафедрой.
       Третье и самое многочисленное звено обеспечивает прохождение зачётных книжек неучей вплоть до финиша. Главный принцип этого звена: «Живём за счёт дураков». То есть, чем больше ленивых и бездарных, тем доходнее процесс. Основу этого звена составляют брокеры (обычно - угодливые преподаватели, лаборанты и т.п.), а размеры мзды варьируются в широком диапазоне. Её не берут лишь у отпрысков сильных мира сего, которые могут облагодетельствовать вуз или его сотрудников по-крупному и за казённый счёт, например, дать квартиру, участок, должность…
       Совершенно очевидно, что сломать такую систему проще всего в зародыше, устранив её первое звено. Это призван был сделать ЕГЭ – единый государственный экзамен. Но, к сожалению, в крае он ещё ни разу не проведён по схеме, предложенной Министерством образования. Сплошь и рядом наблюдается имитация ЕГЭ, но не он сам.
       Другой путь ломки системы – назначение председателей и состава ГАК и ГЭК от имени администрации края из числа специалистов соответствующего профиля. И, следовательно, отказ от их назначения вузами на корпоративной основе, как это делается теперь. При внедрении ЕГЭ и государственной вместо келейной аттестации выпускников, третье и самое разветвлённое звено вузовской коррупции отомрёт само собой. У нас, к сожалению, правоохранительные органы зачастую борются с «ветряными мельницами», пытаясь устранить именно это, практически неуловимое звено.
       Ставка на негодяев 
    ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ состав госвузов сегодня довольно определённо дифференцируется относительно указанной трёхзвенной системы. Преподавателей, которые дистанцируются от этих процессов, сначала обвиняют в неуважительном отношении к коллегам, потом шельмуют, подвергают обструкции и не пролонгируют их контракты. В отношении самых бездарных, но сговорчивых таких проблем никогда не возникает, и они работают в вузах пожизненно.
       Переход к рыночной экономике во многих госвузах воспринят буквально, а извлечение доходов стало едва ли не главным лозунгом. Из трёх вузовских процессов (учебный, научный, воспитательный) самым доходным оказался учебный процесс. В КубГУ, например, который создан и содержится на народные деньги, одна из самых высоких в крае плата за обучение на договорной основе. Причём, согласно его Уставу размер оплаты устанавливает лично ректор.
       Вопросы качества обучения и педагогической этики в КубГУ поднимали и преподаватели, и студенты задолго до упомянутых публикаций. Студенты на собраниях говорили, например, что экономфак стал местом, где дают дипломы, но не знания. Более определённо они высказались в газете «Кубанский университет», в связи со своей оценкой качества работы преподавателей, указав, что треть из них знают свое дело на «уд» и «неуд».
       Безнаказанность гарантирована 
     В ЭТОЙ связи можно предположить, что противоправные действия должностных лиц КубГУ, ответственных, в том числе и за поборы со студентов, нарушения авторских и трудовых прав преподавателей покрывают юристы, окончившие юрфак по той же схеме, что и герои публикаций «АиФ-юг». Сегодня они заполонили правоохранительную систему края, душат Закон, а вместе с ним – права и свободы граждан. Оборотни всех мастей – это из них. Это они выдумали тезис, что гражданское дело в суде может выиграть любая из сторон, а вовсе не та, на чьей стороне Закон, как это принято в мировой практике. Не рассчитывает ли на их поддержку ректор, предъявляя иск всенародно любимой газете, каковой и является «АиФ»?
      Искренне желаю редакции газеты отстоять свое совершенно правое дело в суде и продолжить исследование поднятой проблемы. Она затрагивает интересы всех жителей края.                                                                                                                          Виктор БОЙКО

Категория: Ректорат | Просмотров: 1619 | Добавил: onivit | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: