Керчь город-герой
Подробнее см. здесь - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E5%F0%F7%FC
Путь на Митридат... Вершина... Вид на общежитие и территорию РУ-2.... Керченское ремесленное училище №2: до и после
Предыстория этого училища начинается 27 августа 1883 года, когда попечитель Одесского учебного округа утвердил Устав первого в городе Керченского ремесленного училища №2, а 21 августа 1884 года состоялось его открытие. На обучение принимались лица мужского пола в возрасте 12-16 лет, по преимуществу из беднейших слоёв населения Керчь-Еникальского градоначальства. Располагалось училище по улице Феодосийской (ныне улица Пирогова). Первыми были приняты 38 учеников на два отделения: слесарно-кузнечное и токарно-столярно-колесное. Учиться предстояло 5 лет.
В 1930 году ПТШ быда преобразована в Школу морского ученичества (ШМУ). Её учебный корпус располагался по улице Айвазовского, а общежитие и библиотека по ул. Набережная, 1. Обучение велось по профессиям: судовые машинисты, судовые электрики, слесарь по ремонту судов, матросы-плотники, котельщики, электросварщики.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года в стране была создана государственная система подготовки высококвалифицированных рабочих кадров массовых профессий - "ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ". В ней появилась широкая сеть ремесленных училищ (РУ) со сроками обучения по 2 и 4 года, фабрично-заводских училищ (ФЗУ) − 1 год, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) − 6 мес.
Уже в ноябре 1940 года Керченская ШМУч была преобразована в Керченское ремесленное училище № 4, его директором стал Петр Гаврилович Плетнев.
Подготовка кадров велась по морским специальностям, поскольку базовым предприятием оставалось Азовское пароходство.
Не успело еще училище пережить реорганизационный период, как грянула война. В ночь на 4 ноября 1941 года 80 учащихся во главе с директором Плетневым были эвакуированы через пролив в Темрюк. А дальше в товарных вагонах прибыли в Куйбышев. Многие бывшие ученики выпускники профтехшколы, ШМУч, ремесленного училища были призваны на фронт, многие не вернулись... Ушёл на фронт и директор П.Г. Плетнёв.
Собственно история Керченского ремесленного училища № 2 (РУ-2) возобновилась в августе 1944 года, когда после изгнания оккупантов это училище было воссоздано решением Крымского областного управления "Трудовые резервы" на базе ремесленного училища № 4
Его первым директором стал Евгений Израилевич Завесов. Перед ним ставились задачи провести набор учащихся и создать необходимые условия для начала занятий 1 сентября. Было принято 250 человек, и в тот же день учащиеся и сотрудники приступили к восстановлению разрушенных войной зданий, изготовлению инструмента. 1 сентября 12 учебных групп приступили к занятиям.
По итогам первого учебного года училище стало одним из лучших училищ "Трудовых резервов" Крымской области. В 1946 году после демобилизации возвращается в училище П. Г. Плетнев и возглавляет его до 1961 года. Благодаря грамотному руководству, фронтовой закалке и сплоченности, полной отдаче себя делу обучения и воспитания учащихся, коллектив училища выводит его в число лучших учебных заведений города.
В эти годы из стен училища выходят выпускники, о которых позже узнает вся страна: первая чемпионка Всесоюзного спортивного общества «Трудовые резервы» по прыжкам в высоту Валентина Орлова; Заслуженный артист РСФСР, аккордеонист Валерий Ковтун; изобретатель и рационализатор Вилен Клубко.
Ежегодно училище выпускает до 150 молодых специалистов. На работу их направляют на судоремогьгые заводы Керчи, Феодосии, Севастополя. В 1956 году две группы учащихся направляются на практику в город Николаевск-на-Амуре, многие остаются там после выпуска и впоследствии становятся почетными работниками судостроительного завода. Многие выпускники продолжили обучение в высших учебных заведениях.
РУ-2 в 1952-1954 гг. (Из воспоминаний В.Я. Онищенко)
Директор училища - Петр Гаврилович Плетнев.
Первогодкам было по 16 лет, лишь некоторым − по 17. Учеников − жителей Крымской области − в училище было не более десятка. Остальные – дети кубанских станиц и хуторов. Поэтому и царили в училище кубанские дух, кубанские традиции. Тосковали парни по дому, жили ожиданием двухнедельных зимних и двухмесячных летних каникул…
Слесарная группа № 2. Сроки обучение с 01.09.1952 по 15.07.1954 г. Мастер производственного обучения - Василий Степанович Луценко. Все 25 человек этой группы проживали в одной комнате первого этажа
общежития по ул. Свердлова, 18
05.09.1952 г. Май 1953, слева направо: Февраль 1954: Онищенко, Жаров
Деревянко, Онищенко, Жаров
Будущие слесари изучали следующие дисциплины (итоговые оценки по ним записывались в выпускной аттестат): Производственное обучение, Специальная технология, Техническая механика, Материаловедение, Электротехника, Черчение, Физика, Математика, Русский язык, Политзанятия, Физическая подготовка.
Состав группы №2 (В скобках - малая родина):
Выпускники слесарной группы-2, записанные выше под №№ 3, 8, 9, 12, 14, 15, 16, 19, 22, 23, 24, 25, были направлены на работу в Севастополь - на СРЗ ВМФ. Остальные 13 получили работу в механическом цехе Керченского СРЗ; 7 из них (№№ 6, 7, 10, 17, 18, 20, 21) остались на заводе навсегда, а трое (№ 4, 5, 13) по добровольной вербовке уехали в марте 1955 г. на Дальний Восток - работать на СРЗ Совгавани, их судьбы неизвестны. Бывший староста группы (№ 6), работая слесарем, настолько повысил свою квалификацию по ремонту судовых двигателей, что его пригласили на должность старшего судового механика (по-морскому - дед). "Дедом" большой плавбазы ходил он в Атлантику - на промысел рыбы. Там же трагически погиб в конце 60-х.
Жаров; на заднем плане
школа им. Короленко
Справка: В. Баранов самовольно покинул СРЗ в феврале 1955 г., судьба его неизвестна. В. Жаров после службы в армии поселился в г. Днепропетровске, работал на заводе по производству автопокрышек - оператором станка; 10.09.2005 г. отмечал свое 70-летие .... После этой даты связь прервалась...
КЕРЧЕНСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД. Историческая справка
Расположение Керчи на берегу пролива, соединяющего Черное и Азовское моря, выгодно отличало Керченский порт от других Азовских портов как ближайшую морскую базу для перевалки грузов, акватория которой большую часть года не замерзала. Наличие в порту нескольких буксирных катеров, барж и плавучего крана требовало существования мастерских, обеспечивающих эксплуатацию этих судов. Такие мастерские были и в Керченском порту с давних времен и дату их возникновения установить трудно. Еще в 1905г. мастерские располагались на территории Каменной пристани (ныне у корня Широкого Мола). Мастерские порта, построенные в 1915г. следует считать родоначальником судоремонтного завода и с этого года вести отсчет времени его создания. В их составе был уже литейный и механический цеха, кузнечный участок и трубомедницкое отделение, имелось два деревянных причала (35 и 12 метров).
Все работы по ремонту подводной части судов до 1933г. выполнялись на эллинге, где вытаскивали на берег небольшие суда при помощи ручных лей, вращаемых большим количеством людей (60 чел.), как и в дореволюционные годы, при его частных владельцах Бучинском и Тарабокио. С песнями или под звуки духового оркестра работники заводоуправления и других вспомогательных служб крутили шпили, на несколько дней отрываясь от своей основной работы. Но уже в начале 1933г. подъем судов на эллинг производился при помощи двух электролебедок. Совершенствовались и осваивались новые методы газо- и электросварки. С установкой новых компрессоров котельщики перешли в 1934г. на пневматическую клепку и чеканку. Введенный в строй в конце 1934г. новый модельный цех, оснащенный необходимым оборудованием, позволили мастерским начать освоение запасных частей для импортных судовых двигателей внутреннего сгорания.
Приказом Народного Комиссара Водного Транспорта № 219 от 4 ноября 1936г. Керченским судоремонтным мастерским было присвоено наименование Судоремонтный завод. С 1938г. ежегодно, включая 1940г., завод перевыполнял план, за что неоднократно поощрялся денежными премиями и переходящими Красными Знаменами.
С началом Великой Отечественной войны к причалу завода стали подходить суда транспортного флота для вооружения и переоборудования их в военные корабли. В этот же период заводу было поручено изготовление корпусов зажигательных авиабомб, снарядных ящиков, стволов минометов, приспособлений для разлива горючей жидкости "КС" в бутылки, отливку чугунных корпусов для ручных гранат "лимонок". При эвакуации единственным предприятием, которое не полностью демонтировалось был КСРЗ. Командование доверило коллективу до последних дней обеспечить ремонтными работами фронт на море и на суше. 12 ноября 1941г. последние рабочие завода покинули город. 15 ноября Керчью овладели немцы. В конце декабря в результате десантных операций Керчь была освобождена. Немедленно все работники завода вернулись в Керчь. Часть работников переправлялась по льду пешком через замерший пролив прямо из Тамани в районе косы Чушки. Не успевшие уйти из города заводские работники слесарь Айзенберг и литейщик Рохлин со своими семьями оказались в числе семи тысяч расстрелянных жителей города в Багеровском противотанковом рву.
Военное командование поручило заводу изготовить приспособления для передвижения пехоты сразу за танками без излишних потерь. Были придуманы буксируемые танками стальные "салазки", на которых и располагалась сопровождавшая их пехота.
2 марта 1942г. в результате массированного налета на порт в завод угодила одна из бомб, разрушившая смежную стену между котельным и кузнечным цехами. На заводе погибло на боевом посту 18 человек. На территории завода установлен памятник с доской, на которой занесены фамилии героев. Непрекращающимися бомбежками завод был полностью разрушен. Оставшиеся целыми станки, сварочное оборудование, инструмент были пущены в эксплуатацию в подземных штольнях в районе морской крепости и Павловских морских створов. Несмотря на дальность расстояния от города и сложность передвижения из-за частых бомбежек случаев опозданий на работу не было.
13 мая 1942 г. в районе солдатской слободки был выброшен немецкий десант. Завод оказался отрезан от города и прекратил свою деятельность до апреля 1944 г. Вместе с воинскими частями в Керчь вошла и заводская оперативная группа с задачей восстановить Судоремонтный завод, лежащий в руинах. Завод располагался в зданиях бывшей табачной фабрики К.И. Месаксуди. С июня 1944 г. об был уже действующим предприятием и начал работать по плану, принимали в ремонт более крупные суда, производили их докование. Сообразуясь с обстановкой в стране, завод в первые два года после войны занимался в основном текущим ремонтом действующего флота и одновременно с этим постепенно приводил в порядок корабли, поднятые со дна моря и доставленные их на заводской эллинг....
Задача та же — стать кузницей рабочих кадров, настоящей школой трудового и нравственного воспитания молодежи. ГПТУ-12 сохраняет подготовку рабочих профессий морского профиля.
С 1967 года базовым предприятием становится Управление рыбной промышленности Крыма, а с 1972 года — Керченское управление океанического рыболовства.
Училище по-прежнему занимает старые, восстановленные после войны помещения на ул. Набережной 1, часть помещений по улице Свердлова 18. Для перспективного развития и перехода на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием необходимо строительство нового корпуса. И в 1975 году начинается строительство нового комплекса ГПТУ-12 по улице Свердлова. Через шесть лет его введут в эксплуатацию.
В 1977 году училище приобретает статус среднего. Возрастает контингент учащихся, который к 1980 году составляет 630 человек. В программу вводятся общеобразовательные предметы: математика, химия, физика, русский и украинский языки. С февраля 1988 года училище возглавляет Виктор Павлович Чернопятов. При нем училище получило статус высшего учебного заведения под названием:
Керченское высшее морское профессиональное училище (КВМПУ)
Сегодня это учебное заведение, в котором материально-техническая и учебно-методическая база соответствует современному уровню подготовки морских специалистов с высшим образованием - http://bospor.com.ua/news/1581.shtm
В 50-х годах прошлого века директором этого завода был Георгий Анатольевич Читанава (1912-1984). Вначале 60-х он был уже директором Новороссийского СРЗ; в 1984 г. его имя присвоено и танкеру-бункеровщику: «Инженер Читанава»
Выпускники РУ-2 1954 г. работали на этом заводе:
Выпускник-отличник РУ-2 В.Я. Онищенко с 1 сентября 1954 г. был назначен бригадиром комсомольско-молодежной бригады ремонтно-механического цеха СРЗ (Начальник цеха Махлин). За громким названием этой бригады скрывалась производственная необходимость. В ее составе оказались выпускники РУ-2, которым не нашлось места в составе штатных бригад слесарей-судоремонтников, - Бурахов Владимир, Виниченко Григорий, Кузьменко Виктор, Никиташ Виктор. Они и составили бригаду. Их средняя успеваемость в училище оценивалась примерно 3,2, опыта - никакого, желания хорошо работать тоже. Отсюда и отношение к бригаде - ей доставались самые второстепенные и, значит, самые низко оплачиваемые работы. Бригада продержалась два месяца.
После этого в ее состав ввели двух опытных слесарей, один из которых - слесарь 6-го разряда Манкевич Владимир стал ее бригадиром. Еще через два месяца бригадиром этой бригады стал Бодня Борис. Но в середине марта бригаду все же расформировали, потому что трое ее слесарей - Бурахов, Виниченко и Кузьменко - по вербовке уехали на работу в Совгавань, что на Дальнем Востоке.
Тогда же Виктор Онищенко был переведен слесарем 5-го разряда в инструментальный цех СРЗ (Начальник цеха Левадский Петр Алексеевич), где он последние три месяца учебы в РУ-2, проходил производственную практику.
Город Керчь, март 1955 г. слева направо: Киселёв Николай - судосборщик СРЗ, 4-й разряд; восьмиклассники вечерней школы им. Короленко - Волошин Николай (курсант школы судовождения), Онищенко Виктор - слесарь СРЗ, 5-й разряд
Керчь, центр, июнь 1955. Работники инструментального цеха СРЗ: Моисеенко Анатолий (в центре) - токарь 5-го разряда;
Жаров Владимир (слева), Онищенко Виктор - слесари 5-го разряда
Сентябрь 1955 г. Работники инструментального цеха СРЗ (он размещался во втором этаже заводоуправления) на сельхозработах: сидит в центре слесарь-лекальщик 7-го разряда Дмитрий Прудников; за ним стоит Жаров Владимир - 5-й разряд; за ним стоят в одном ряду слесари 6-го разряда, участники ВОв Богданов, Прохоров и др. Онищенко В. учился у них и работал с ними в 1954-55 гг., но в сентябре 1955-го он был уже студентом СИТ, жил в Саратове