Вторник, 19.03.2024, 11:51
Приветствую Вас, Гость

  Краснодарский станкостроительный завод (КСЗ) им. Седина был основан в 1911 г. 

27 августа 1911 года в южной части Екатеринодара, на берегу реки Кубань состоялось открытие завода "Кубаноль" или "Кубанская нефть",предназначенного для выпуска оборудования, применяемого в нефтяной промышленности. 
В
 1914-1915 годах на заводе работало 280 человек, то к 1915-1916 годам их число увеличилось до 1250 человек. Cоответственно производственные мощности выросли в несколько раз. К 1916 году на заводе экспулатировалось более 150 станков. Но 1916 год был и последним годом успешной и стабильной работы, революционные потрясения в стране происходившие в 1917 году сказались на его состоянии, это и спад производства и сокращение персонала. В сентябре 1917 года численность занятых сократилась до 800 человек. К 1919 году численность сотрудников не превышала 400 человек.
Постановление о национализации завода Кубано-Черноморский революционный комитет принял в конце августа 1920 года. В постановлении говорилось: «Машиностроительный завод «Кубаноль» в Екатеринодаре принадлежавший акционерному обществу «Русско-Кубанская промышленная и нефтяная компания с ограниченной ответственностью» со всеми относящимися к нему предприятиями, отделениями, складами, конторами, капиталами и имуществом, в чём бы таковое ни состояло и где бы оно ни находилось, ОБЪЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕСПУБЛИКИ и поступает в полное её ведение в лице Отдела Металлов В.С.Н.Х.». 
В 1935 году предприятие переходит в подчинение Наркомата станкостроительной и инструментальной, на 1936 год, превышал план предыдущего года на более, чем 60 процентов. 
И в 1937 году завод первым в Советском Союзе выпускает партию токарно-карусельных станков модели 152.
    Затем - Великая Отечественная 1941 - 1945 гг., оккупация города, эвакуация завода в г. Душанбе

В феврале 1943 г. после освобождения города стали возвращаться специалисты, покинувшие завод во время эвакуации. 16 февраля, около 150 сотрудников вышли на первый после оккупации рабочий день и приступили к восстановить завод, и уже через месяц состоялся запуск литейного цеха, а за весенне - летний период были возрождены механические цеха, в ноябре пущен цех чугунного литья.
 

     В.Я. Онищенко работал на этом заводе в 1964-1968 гг. - учебный мастер, старший инженер-методист бюро подготовки кадров, получив в 1966 г. диплом инженера-механика-машиностроителя, перешел на работу в ОГК на должность инженера-конструктора 3-й категории. Был одним из создателей одностоечного токарно-карусельного станка модели 1516 (1 - токарный, 5 - карусельный, 1600 мм - максимальный диаметр обработки). Этот станок в 1970-2000 гг. был одним из видов основной серийной продукции завода - см. фото

        Разработчик станка - Краснодарский станкостроительный завод им Седина: главный инженер Александр Алексеевич Сафранович (с 1971 г. - кандидат технических наук). Отдел главного конструктора (ОГК) возглавлял Главный конструктор - Михаил Васильевич Булатов и его 1-й зам. - Александр Михайлович Шургин - настоящие профессионалы, знатоки своего дела.
Конструкция станка 1516 создавалась в бюро одностоечных токарно-карусельных станков - рук. Николай Григорьевич Фирсов; ведущий конструктор - Владислав Никифорович Богуславский; конструкторы-разработчики основных узлов станка: Виноградов Владимир Николаевич - "Станина", Миронченко Вадим Петрович - "Боковой суппорт", Онищенко Виктор Яковлевич - "Стол с планшайбой", Павлыш Степан Григорьевич - "Главный привод", Сафранович Мария Никифоровна - "Боковая коробка скоростей", Слоним Виктор Николаевич - "Поперечина", Соболев Виктор Сергеевич - "Коробка скоростей", Старцев Виктор Николаевич - "Станина", Швецов Вячеслав Васильевич - "Вертикальный суппорт".
Конструкция станка модели 1516 удостоена Золотой медали Международной Лейпцигской ярмарки в 1972 г.