Вторник, 19.03.2024, 07:24
Приветствую Вас, Гость
Керченский судоремонтный завод - место работы многих выпускников ремесленных училищ в послевоенные годы
   
СРЗ: заводоуправление         Плавдок, первая секция, 1954 г.       Заводской причал, фото 1970 г.
     С начала XXI века в составе завода было 16 цехов и участков, основные из них формировались в 50-е годы прошлого века:
  • механический цех состоит из слесарного, станочного и кузнечного участков. Производит ремонт всех видов судовых механизмов, теплообменных аппаратов, сосудов под давлением, валопроводов, станочную обработку деталей для судоремонта, сменно-запасных частей (изготовление цилиндровых крышек ДВС) и прочих заказов, поковки;
  • комплексно-доковый цех состоит из слесарного, малярного и трубопроводного участков. Производит весь комплекс доковых работ, очистку и окраску судовых конструкций, ремонт системы трубопроводов и судовой арматуры;состоит из корпусного и сварочного участков. Производит все виды ремонта корпусных конструкций, наплавку изношенных поверхностей, ремонт судовых устройств и котлов;
  • корпусно-сварочный цех    ... и открытые позже:
  • электромонтажный (бывший инструментальный) цех производит все виды ремонта судового электрооборудования и систем, электрических машин и радионавигационного оборудования;
  • экспериментальный цех производит наплавку деталей вращения и их напыление, изготовление резино - технических изделий, изготовление оснастки, сложные специальные металлорежущие инструменты;
  • литейный цех производит литье чугунное и цветное для нужд судоремонта, сменно-запасных частей (крышки цилиндров ДВС), литье для предприятий Крыма и других областей Украины. Мощность литейного цеха 600 тонн чугунного литья и 50 т цветного литья в год;
  • деревообрабатыващий цех производит ремонт деревянных конструкций в составе корпуса, изготовление, сборку и ремонт судовой мебели, футеровку котлов, изолировочные работы;
  • транспортный цех осуществляет все виды транспортных перевозок автотранспортом завода внутри и вне завода, ремонт заводских транспортных средств и аккумуляторов;
  •  вспомогательное производство состоит из ремонтно - механического участка, энергетического участка и обеспечивает ремонт и безаварийную эксплуатацию технологического оборудования, коммуникаций, плавсредств и судоподъемных сооружений, бесперебойное электроснабжение завода, снабжение сжатым воздухом цехов и участков (компрессоры 2 х 50м3/мин), заправку и ремонт кислородных баллонов до 400 баллонов в смену и транспорт для перевозки 6 тонн жидкого кислорода.

     В 50-х годах прошлого века директором этого завода был Георгий Анатольевич Читанава (1912-1984). Вначале 60-х он был уже директором Новороссийского СРЗ; в 1984 г. его имя присвоено и танкеру-бункеровщику: «Инженер Читанава»

    Выпускники РУ-2 1954 г. работали на этом заводе:
       Выпускник-отличник РУ-2 В.Я. Онищенко  с 1 сентября 1954 г.  был назначен бригадиром комсомольско-молодежной бригады ремонтно-механического цеха СРЗ (Начальник цеха  Махлин). За громким названием этой бригады скрывалась производственная необходимость. В ее составе оказались выпускники РУ-2, которым не нашлось места в составе штатных бригад слесарей-судоремонтников, -   Бурахов Владимир, Виниченко Григорий, Кузьменко Виктор, Никиташ Виктор. Они и составили бригаду. Их средняя успеваемость в училище оценивалась примерно 3,2, опыта - никакого,  желания хорошо работать тоже. Отсюда и отношение к бригаде - ей доставались самые второстепенные и, значит, самые низко оплачиваемые работы. Бригада продержалась два месяца.
   После этого в ее состав ввели двух опытных слесарей, один из которых - слесарь 6-го разряда Манкевич Владимир стал ее бригадиром.  Еще через два месяца бригадиром этой бригады стал Бодня Борис. Но в середине марта бригаду все же расформировали, потому что трое ее слесарей - Бурахов, Виниченко и Кузьменко - по вербовке уехали на работу в Совгавань, что на Дальнем Востоке. 
      Тогда же Виктор Онищенко был переведен слесарем 5-го разряда в инструментальный цех СРЗ (Начальник цеха Левадский Петр Алексеевич), где он последние три месяца учебы в РУ-2, проходил производственную практику. 
Город Керчь, март 1955 г. слева направо: Киселёв Николай - судосборщик СРЗ, 4-й разряд; восьмиклассники вечерней школы им. Короленко - Волошин Николай (курсант школы судовождения), Онищенко Виктор - слесарь СРЗ, 5-й разряд

Керчь, центр, июнь 1955. Работники инструментального цеха СРЗ:
Моисеенко Анатолий (в центре) - токарь 5-го разряда;
 Жаров Владимир (слева), Онищенко Виктор - слесари 5-го разряда
Сентябрь 1955 г. Работники инструментального цеха СРЗ (он размещался во втором этаже заводоуправления) на сельхозработах: сидит в центре слесарь-лекальщик 7-го разряда Дмитрий Прудников; за ним стоит Жаров Владимир - 5-й разряд; за ним стоят в одном ряду слесари 6-го разряда, участники ВОв Богданов, Прохоров и др. Онищенко В. учился у них и работал с ними в 1954-55 гг., но в сентябре 1955-го он был уже студентом СИТ, жил в Саратове

КЕРЧЕНСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД. Историческая справка

         Расположение Керчи на берегу пролива, соединяющего Черное и Азовское моря, выгодно отличало Керченский порт от других Азовских портов как ближайшую морскую базу для перевалки грузов, акватория которой большую часть года не замерзала. Наличие в порту нескольких буксирных катеров, барж и плавучего крана требовало существования мастерских, обеспечивающих эксплуатацию этих судов. Такие мастерские были и в Керченском порту с давних времен и дату их возникновения установить трудно. Еще в 1905г. мастерские располагались на территории Каменной пристани (ныне у корня Широкого Мола). Мастерские порта, построенные в 1915г. следует считать родоначальником судоремонтного завода и с этого года вести отсчет времени его создания. В их составе был уже литейный и механический цеха, кузнечный участок и трубомедницкое отделение, имелось два деревянных причала (35 и 12 метров).
        Все работы по ремонту подводной части судов до 1933г. выполнялись на эллинге, где вытаскивали на берег небольшие суда при помощи ручных лей, вращаемых большим количеством людей (60 чел.), как и в дореволюционные годы, при его частных владельцах Бучинском и Тарабокио. С песнями или под звуки духового оркестра работники заводоуправления и других вспомогательных служб крутили шпили, на несколько дней отрываясь от своей основной работы. Но уже в начале 1933г. подъем судов на эллинг производился при помощи двух электролебедок. Совершенствовались и осваивались новые методы газо- и электросварки. С установкой новых компрессоров котельщики перешли в 1934г. на пневматическую клепку и чеканку. Введенный в строй в конце 1934г. новый модельный цех, оснащенный необходимым оборудованием, позволили мастерским начать освоение запасных частей для импортных судовых двигателей внутреннего сгорания.
       Приказом Народного Комиссара Водного Транспорта № 219 от 4 ноября 1936г. Керченским судоремонтным мастерским было присвоено наименование Судоремонтный завод. С 1938г. ежегодно, включая 1940г., завод перевыполнял план, за что неоднократно поощрялся денежными премиями и переходящими Красными Знаменами.
       С началом Великой Отечественной войны к причалу завода стали подходить суда транспортного флота для вооружения и переоборудования их в военные корабли. В этот же период заводу было поручено изготовление корпусов зажигательных авиабомб, снарядных ящиков, стволов минометов, приспособлений для разлива горючей жидкости "КС" в бутылки, отливку чугунных корпусов для ручных гранат "лимонок". При эвакуации единственным предприятием, которое не полностью демонтировалось был КСРЗ. Командование доверило коллективу до последних дней обеспечить ремонтными работами фронт на море и на суше. 12 ноября 1941г. последние рабочие завода покинули город. 15 ноября Керчью овладели немцы. В конце декабря в результате десантных операций Керчь была освобождена. Немедленно все работники завода вернулись в Керчь. Часть работников переправлялась по льду пешком через замерший пролив прямо из Тамани в районе косы Чушки. Не успевшие уйти из города заводские работники слесарь Айзенберг и литейщик Рохлин со своими семьями оказались в числе семи тысяч расстрелянных жителей города в Багеровском противотанковом рву.
      Военное командование поручило заводу изготовить приспособления для передвижения пехоты сразу за танками без излишних потерь. Были придуманы буксируемые танками стальные "салазки", на которых и располагалась сопровождавшая их пехота.
        2 марта 1942г. в результате массированного налета на порт в завод угодила одна из бомб, разрушившая  смежную стену между котельным и кузнечным цехами. На заводе погибло на боевом посту 18 человек. На территории завода установлен памятник с доской, на которой занесены фамилии героев. Непрекращающимися бомбежками завод был полностью разрушен. Оставшиеся целыми станки, сварочное оборудование, инструмент были пущены в эксплуатацию в подземных штольнях в районе морской крепости и Павловских морских створов. Несмотря на дальность расстояния от города и сложность передвижения из-за частых бомбежек случаев опозданий на работу не было.
        13 мая 1942 г. в районе солдатской слободки был выброшен немецкий десант. Завод оказался отрезан от города и прекратил свою деятельность до апреля 1944 г. Вместе с воинскими частями в Керчь вошла и заводская оперативная группа с задачей восстановить Судоремонтный завод, лежащий в руинах. Завод располагался в зданиях 
бывшей табачной фабрики К.И. Месаксуди.  С июня 1944 г. об был уже действующим предприятием и начал работать по плану, принимали в ремонт более крупные суда, производили их докование. Сообразуясь с обстановкой в стране, завод в первые два года после войны занимался в основном текущим ремонтом действующего флота и одновременно с этим постепенно приводил в порядок корабли, поднятые со дна моря и доставленные их на заводской эллинг....